Логопедия, игровая логопедия
 
 

Нарушение речи у детей с РАС – одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям малышей, у которых стоит диагноз РАС, важно понимать, что нарушение речи практически неизбежно, а ее развитие – процесс достаточно долгий и скрупулезный, подходить к которому надо со всей ответственностью и пристальным вниманием. Центр занимается   игровой логопедией которая направленна на :
Стимуляцию мозговой активности.
Облегчение восприятия новой информации.
Проявление интереса к окружающему миру.
Социализацию в обществе.
Нейтрализацию агрессии.
Развитие невербальной речи, т.е развитие правильного речевого дыхания , артикуляцию произношения .

В коррекционной работе с ребенком также создается эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Работа строится таким образом, чтобы ребенок регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы.

В работе используются органы чувств (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).

Таким образом, развитие речи ребенка с РАС имеет комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

 
 
 
Сенсорная интеграция
 
 

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями.

 В процессе сенсорной интеграции ребенку дается возможность практически самостоятельно питать свои органы чувств в структурированном пространстве со специально подобранными снарядами и терапевтическим материалом при вербальном или невербальном участии педагога. Играя, ребенок сам совершает переход из своего биологического возраста в возраст, соответствующий его реальному развитию.

Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме игры.

Ребенка будут побуждать и направлять на выполнение действий, которые будут высвобождать и провоцировать соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул.

Занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений.

 
 
 
Центр «Солнце для всех» г. Мытищи объявляет набор в группу подготовки к школе!
 
 

Ребенок с РAC в школе попадает в новые «усложненные» социальные условия, ему нужно научится не только академическим знаниям и навыкам, но и правилам жизни в социуме.

Подготовка к школе - это комплексные занятия, включающие в себя:

Развитие и совершенствование мелкой и крупной моторики, выполнение целенаправленных действий, умение выполнять задание с помощью и самостоятельно, взаимодействовать в группе, учувствовать в игре. Формирование адекватного отношения к учителю, к уроку, к школьным принадлежностям.

Этим занимаются специалисты Центра

Занятие групповое - длится 50 минут.

 
 
 
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
 
 

Обучение в школе детей c расстройством аутистического спектра не будет плодотворным без правильной подготовки. Образно говоря, вы не сможете заставить малыша бегать, предварительно не научив его ходить. Коррекционно-педагогическая работа при подготовке ребенка с РАС к школе должна помочь ему:

· сформировать адекватное отношение к учителю;

· развить учебную мотивацию. Например, интерес к учебе можно вызвать, используя увлечения каждого ребенка из подготовительной группы: нужно узнать о главных интересах детей (животные, механизмы, какие-то определенные предметы и т. д.), а затем в процессе работы подбирать задания, исходя из этих увлечений;

· научиться заниматься в условиях, максимально приближенных к школьным (классы с партами, спортзал, столовая и т. д.);

· выработать социально-бытовые навыки, на основе пошаговой отработки простых навыков с положительными и отрицательными «подкреплениями».

Кроме того, для успешной адаптации к школьной программе, необходимо научить ребенка как минимум:

· сосредоточению на отдельных предметах, умению использовать их по назначению (особенно это касается школьных принадлежностей);

· выполнению целенаправленных действий с предметами, участию в играх с предметами, когда действия сопровождаются речью. На первом этапе можно использовать объемные предметы, позже – фото или рисованные картинки с их изображениями, а затем – слова, обозначающие их, и карточки-символы;

· умению выполнять вышеописанные действия вместе с другими людьми – сначала с родителями и прочими членами семьи, позже – в малых группах, сначала подражая другим участникам и подхватывая общий темп, а в дальнейшем и самостоятельно;

· пониманию слоговой структуры слов и изображению ее действиями (хлопками в ладоши, стуком по столу, маршированием, выкладыванием фишек и т. д.) для закрепления на уровне моторики.

В идеале работа по подготовке ребенка с РАС к начальной школе должна быть комплексной и проводиться целой группой разнопрофильных специалистов (АВА-терапист, психолог, логопед и др.). При этом подготовительная программа должна включать в себя индивидуальные и групповые занятия, а также учитывать такие факторы, как:

· психофизические особенности ребенка;

· зона ближайшего развития;

· уровень развития предпосылок к учебному поведению и т. д.

В некоторых случаях дети с аутизмом становятся способны усваивать самые элементарные школьные навыки лишь в 13–15 лет, но «лучше поздно, чем никогда». Родителям необходимо помнить, что без всесторонней глубокой проработки все навыки ребенка останутся на механическом, неосмысленном уровне. Например, он сможет правильно прочитать текст вслух, но не поймет его смысла, не ответит на вопросы по содержанию и т. д. – а значит такое чтениеникак не поспособствует умственному развитию. Поэтому не руководствуйтесь лишь собственным желанием «хочу, чтобы мой малыш был как все и учился в обычной школе», а принимайте во внимание индивидуальные способности и потребности ребенка.

Тщательно взвесьте все «за» и «против», планируя определить ребенка в спектре в общеобразовательную школу, ведь там к нему будут предъявлены те же требования, что и к нейротипичным ученикам – а это значит, что нельзя спешить и жалеть времени на полноценную дошкольную подготовку.

По мере взросления ребенка его аутистическая «отгороженность» может ослабевать – не только с помощью терапии, но и сама по себе. Поэтому даже если первая попытка начать школьное обучение была неудачной, по прошествии некоторого времени можно и нужно повторять такие попытки еще и еще.

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК С АУТИЗМОМ УЧИТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ?

Специалисты в области раннего детского аутизма, глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития детей РАС, утверждают, что в большинстве своем дети с аутизмом обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.

Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков – от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в нашей стране множество детей с РАС остаются «за бортом» образовательной системы из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы. Однако при условии эффективной и своевременной коррекционной работы дети из третьей и четвертой, а иногда и из второй группы вполне могут быть успешно подготовлены к обучению по программе общеобразовательной школы.

Разумеется, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не может гарантировать эффективного освоения учебного материала. Добиться максимальных успехов можно при наличии специальных условий, официально согласованных с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК):

· ресурсные классы;

· адаптированная учебная программа;

· на первом этапе – присутствие рядом с учеником тьютора (индивидуального сопровождающего, который посещает занятия вместе с ребенком и помогает ему наладить взаимодействие с учителями и другими учениками);

· непрекращающаяся АВА-терапия, как основа коррекционной и воспитательной работы с аутичным ребенком.

Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение детей с РАС в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению барьеров во взаимодействии с социумом, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку – и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС В ШКОЛЕ

Большинство аутичных детей отличается неравномерностью интеллектуального развития, когда к «сильным сторонам» относятся визуальное восприятие, внимательность к мелким деталям, прекрасная механическая память. Благодаря этим особенностям, некоторые маленькие дети с аутизмом обучаются читать очень рано, особенно если их учат по методике глобального чтения – не по буквам или слогам, а целыми словами. Однако эти же особенности могут стать и причиной специфических проблем в учебе, например:

· неспособность понять общий смысл текста;

· неспособность пересказать текст или пересказ механически заученными фразами;

· восприятие чужой речи и другой информации отдельными фрагментами. В результате смысл задания ускользает от ребенка, что затрудняет, например, занятия математикой – ученик умеет считать и знает арифметические действия, но не понимает условия задания.

Многие дети в спекире в школе демонстрируют как бы «вывернутую наизнанку» иерархию сложностей. Например, они могут легко усваивать объективно сложную информацию (например, моментально запоминать и правильно применять запутанные правила иностранного языка), но при этом нуждаться в посторонней помощи для выполнения простых действий.

Также педагог может столкнуться и с ситуациями, когда ученик:

· неусидчив, может встать и начать бродить по классу во время занятия;

· занимается собственными играми, не проявляя интереса к уроку;

· не выполняет инструкции – ни устные, ни наглядно продемонстрированные, как бы «не видя» и «не слыша» учителя (на самом деле ребенок все воспринимает, проблема только в трудностях концентрации внимания и замедленной реакции) и т. д.

Отметим, что довольно часто вышеописанные проблемы заметно «сглаживаются» за первый год школьной учебы. Необходимо понимать, что преодолеть их ребенок сможет только при реальном опыте обучения вместе с другими учениками, и этот опыт не может быть полноценно заменен индивидуальной работой.

Задача учителя в данной ситуации – проявить максимальное терпение в постепенном приучении аутичного ребенка к учебному процессу. Чтобы эта непростая работа проводилась корректно, учитель должен постоянно консультироваться со школьным психологом, совместно с ним анализируя возникающие трудности, устанавливая причины нежелательного поведения ученика и находя способы решения проблем.

КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ С РАС В ШКОЛЕ?

Работа с детьми с РАС в школе с массовой программой подразумевает создание для таких детей безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не омрачается никакими раздражающими факторами. Чтобы правильно адаптировать аутичного ученика к школьной жизни и свести к минимуму дискомфорт, педагог может:

· заранее напоминать всему классу, что «через столько-то минут мы займемся тем-то» – смена деятельности не должна быть неожиданностью для ребенка с РАС;

· разрешить особому ученику носить с собой определенную игрушку или другую вещь, чтобы ему было проще переходить из одного помещения в другое (классы, столовая, спортзал);

· разрешить рисовать или теребить в руках какой-то предмет, слушая учителя – так многим аутичным детям легче сосредоточиться на получаемой информации;

· поручить ученику с аутизмом какую-либо рутинную предсказуемую работу – разбирать и сортировать книги, лабораторное оборудование, спортивные принадлежности и т. д.;

· позволить делать небольшие перерывы, во время которых ребенок может встать и пройтись по классу. Такой регулярный «отдых» необходим детям сРАС из-за их повышенной утомляемости и пресыщенности учебной информацией.

Отличные результаты может принести предварительная работа с классом, когда педагог собирает всех или только самых инициативных учеников и проводит с ними «спецподготовку», рассказывая об особенностях аутичных детей и объясняя, как правильно взаимодействовать с таким учеником. Можно обучить нескольких добровольцев, которые будут помогать необычному ребенку в разных непростых для него ситуациях – например, успокаивать его, если он будет напуган громким звуком школьного звонка. Такая вовлеченность будет способствовать поддержанию здоровой атмосферы в коллективе, что крайне важно, поскольку если аутичного ученика начнут «травить» – он вряд ли пожалуется на это, а будет молча страдать.

Также работа с детьми с РАС в школе обязательно должна включать в себя и помощь психолога – его поддержка поможет ребенку переносить знания и навыки из ситуаций терапевтических занятий в естественную социальную среду.


ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель, не успевший пройти специальную подготовку, в начале работы с аутичными учениками обычно сталкивается с различными трудностями. Чтобы профессионально справиться с ситуацией, нужно придерживаться следующего плана действий:

1. сбор информации о РАС из соответствующих статей и форумов в интернете, бесед с родителями аутичных детей, специальной литературы. Чем больше учитель будет знать о детях с аутизмом – тем проще ему будет даваться работа с ними. Помните, что необычный ученик – это человек, очень нуждающийся в вашей помощи, поэтому вы должны стать сильным и терпеливым помощником, а не «жертвой обстоятельств»;

2. наблюдение за учеником. Для успешной работы вы должны выяснить нюансы поведения ребенка в различных ситуациях, а также факторы, пугающие его, раздражающие, успокаивающие и т. д. Обязательно поддерживайте диалог с родителями – лучшими «знатоками» вашего необычного ученика;

3. преобразование учебного пространства, особое структурирование среды, в которой находится ученик. Если нейротипичному ребенку достаточно расписания, просто записанного в дневник, его аутичному соученику жизненно важно постоянно видеть это расписание. Дети с РАС хотят всегда знать последовательность дальнейших действий – это успокаивает их и создает внутренний комфорт. Пусть расписание висит на видном месте на стене или классной доске, к парте будет приклеен листок с подсказками, основные направления будут указаны стрелками и т. д. Предсказуемость и безопасность образовательной среды – одно из главных условий успешной учебы ребенка с аутизмом;

4. проявление интереса, внимания, увлеченности. Самый адекватный способ взаимодействия с аутичным ребенком – искренняя заинтересованность. Конечно, такой ученик – не самое легкое испытание на вашем педагогическом пути, но в какой-то мере его появление в классе является для вас «проверкой на

профпригодность»: действительно ли вы любите детей и можете блестяще продолжать свою работу даже в непростой ситуации?

ВАЖНО! При необходимости для ребенка с РАС можно составить индивидуальный учебный план. Детали индивидуального подхода к обучению зависят от того, что именно будет наиболее полезным для ребенка из программы обычного класса. К примеру, если ученик категорически не воспринимает и не понимает математику – он может во время уроков математики посещать школьного психолога или логопеда. Если основные дисциплины (ту же математику, литературу, иностранный язык и т. д.) ребенок изучает по специальной программе на дому – он может приходить в обычную школу на уроки для физического и общего развития (музыка, труд, физкультура).

В разработке индивидуальных учебных планов для аутичных школьников должны участвовать не только учителя, но и психолог, логопед, АВА-терапист.

ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ В ОВЛАДЕНИИ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Чтобы занятия с детьми с РАС в школе проходили максимально плодотворно, а учебный материал усваивался ими наиболее полноценно, необходимо:

· дозировать нагрузку, поскольку дети с РАС быстро переутомляются от непрерывного потока информации;

· не давить на ученика, не пытаться заставить его быть «абсолютно правильным», насильно подтягивая до уровня нейротипичных детей. Необходимо дать ученику время привыкнуть к школьной атмосфере, усвоить порядок и стереотип учебы, сформировать учебное поведение. Давление, поспешность и завышенные требования могут привести к обострению стереотипий и уходу ребенка «в себя»;

· при необходимости разработать индивидуальный учебный план, учитывающий сильные и слабые стороны ученика:

· продумать организацию перемены, поскольку ребенку с РАС может быть гораздо труднее спонтанно «отдыхать», чем учиться, ведь учебный процесс четко структурирован и более понятен ребенку. Чтобы ученик полноценно отдыхал в перерывах между уроками, а затем лучше усваивал учебную информацию, можно разрешить присутствие на переменах родителя или другого родственника, в присутствии которого ребенок морально расслабится.

Нейротипичные дети в классе будут выступать моделью для подражания, создавая нормальную коммуникационную среду, что тоже поможет ученику с РАС более успешно осваивать школьную программу, а также расширять жизненный опыт, преодолевать «социальную наивность» и лучше социализироваться. По окончании школы аутичный человек будет жить в том же социуме, что и нейротипичные люди – поэтому стоит познакомить их друг с другом как можно раньше, чтобы максимально повысить шансы на взаимопонимание и взаимодействие.

Может ли педагог успешно обучать детей с РАС, не пройдя специальной подготовки? Может, но это будет крайне трудно. Именно поэтому учителям, как и родителям аутичных детей, необходима профессиональная подготовка, дающая всю необходимую информацию об особенностях ребенка с РАС и об эффективных способах поведенческой коррекции и успешного обучения такого ребенка.

Педагог должен уметь понимать, что происходит с учеником в каждый конкретный момент. Он встревожен? Испуган? С ним необходимо поговорить или молча отвести в тихое место? А может, просто показать ему определенную картинку? Разобраться в этих нюансах гораздо проще не методом проб и ошибок, а получив соответствующую подготовку. Отличным способом быстро овладеть необходимой информацией станет тренинг АВА-терапии, полностью посвященный теме включения (инклюзии) особого ученика в общеобразовательную среду. Тренинг проводится дистанционно, что делает его доступным для жителей не только Москвы, но и любых других городов и стран. Именно АВА-терапия в наше время признана наиболее действенной

коррекционной методикой при РАС, что подтверждается множеством положительных отзывов родителей аутичных детей во всем мире.

 
 
 
Консультации родителям детей с РАС
 
 

По Вашей просьбе организуем встречу с поведенческим психологом. Ответим на интересующие вопросы, поможем и научим общению с детьми с РАС в семье.

В центре проводятся бесплатные семинары для родителей:

  1. 1. «Введение в прикладной анализповедения» или « АВА: что это, как и зачем?»
  2. 2. Нежелательное поведение: Анализ и способы эффективной коррекции»
  3. 3. Сопровождение ребенка с РАС на занятиях адаптивной физкультуры.
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff